Андрій Новосьолов (andrzejn) wrote,
Андрій Новосьолов
andrzejn

Categories:

Интервизионные группы

Поделюсь опытом организации интервизионных (интервизорских) групп, а то руководств по этому формату всё ещё мало. Сам я участвую в интервизионных группах с 2013 года, две прожили свою жизнь и распались, сейчас хожу в третью. Нижесказанное относится к группам психотерапевтов-гештальтистов, хотя я уверен, что подобный формат был бы хорош для любой профессии.

Цель интервизионной группы – поддержка профессиональной идентичности и работоспособного состояния участников. Интервизионная группа ближе всего к супервизионной, но без выделенного ведущего-супервизора, отсюда вся её специфика. Формат – балинтовская группа (описания балинтовских групп легко нагуглить). Участие в интервизионной группе не заменяет участия в супервизионной, и наоборот. Если в супервизионной группе можно учиться у более опытных ведущих, то интервизионная даёт бесценный опыт самоорганизации и коллегиальности полностью на равных.

Участники интервизионной группы должны быть примерно равны по уровню (учебному и практическому стажу, объёму опыта и так далее). Это требование жёстче, чем в супервизионных группах, где участники могут быть более разношерстными (поскольку там возникающие напряжения неравенства фокусируются и разряжаются на ведущих). Минимальный уровень, с которого имеет смысл включаться в интервизии – наличие хоть какой-то практики, пусть даже эпизодической; опыт участия (простым участником, не ведущим) в терапевтических и супервизионных группах; опыт участия в групповых супервизиях (хотя бы один-два раза, хотя бы у некоторых участников интервизионной группы). Возможны смешанные группы из участников разных гештальт-институтов или даже разных терапевтических направлений. Если формат группы им подходит, то разнообразие взглядов сильно повышает качество супервизий.

Для обеспечения безопасности важен сеттинг. Из тех вариантов, которые я видел, лучше всего работают: ясное постоянное расписание хотя бы на полгода-год вперёд; оплата аренды и печенек, поделенная поровну между всеми участниками, включая отсутствующих; достаточно постоянное место встреч (меняется только в случае форс-мажоров). Стандартом де-факто за последние десять лет является и наличие какого-нибудь общего канала связи через интернет – общего чата либо фейсбучной секретной группы. Важно использовать этот канал только для организации встреч и постинга каких-нибудь интересных и полезных материалов, но не для обсуждений и тем более не для выяснения отношений между участниками. Обсуждения и выяснения – только вживую на встречах группы (потому что в переписке они чаще всего скатываются в непродуктивный срач).

Стабильный размер группы – от 5-6 до 8-10 человек. Длительность встречи – 3-4 часа, раз в 2-3 недели (возможен полный день с обеденным перерывом, если группа большая, а встречается раз в месяц). Если естественным путём образуется стабильное ядро группы (3-4 человека, которые присутствуют на встречах практически без пропусков), то какие-либо дополнительные строгие правила присутствия вводить не обязательно. Для снижения тревожности полезно завести традицию как-нибудь уведомлять, кто будет на очередной встрече группы, а кого в этот раз не будет. Можно проводить переклички в чате, можно договориться, что отсутствующие обязаны сами предупреждать о пропуске, можно создавать события для встреч, чтобы все в них отмечались. Но важно, чтобы все согласились с выбранным способом и соблюдали его.

По строгой чистой традиции балинтовских групп, все участники должны быть абсолютно равны, кроме переходящей должности модератора встречи (достающейся тоже обязательно поровну каждому из участников). По моему опыту, подобная строгость не обязательна. Обычно в группе естественным путём образуется кто-то, отвечающий за аренду помещения (и собирающий со всех деньги на оплату аренды); кто-то, традиционно приносящий чай-кофе-печеньки (и собирающий со всех деньги за продукты); кто-то, кого традиционно чаще других избирают следить за временем в ходе групповых супервизий. Никакой беды из-за выделения этих трёх ролей не происходит.

Формы активности, возможные в интервизионной группе:

1. Шеринг, начальный и заключительный. Такой же, как и в супервизионных группах: рассказ о текущем состоянии, значимых событиях жизни, состоянии практики, запросы на работу на текущей встрече. Может быть более или менее структурированным, по вкусу участников. Поскольку нет ведущего, который бы интервенциями помогал каждому проявиться, то важно, чтобы участники непосредственно отзывались на рассказы друг друга, спрашивая и комментируя.

2. Супервизии. Основной формат супервизий в интервизионной группе – групповые, но возможны и индивидуальные, если большинство участников группы – супервизоры или студенты третьей ступени. Супервизии практики групповыми быть не могут (пробовали, получается плохо).

Формат групповой супервизии. Она состоит из шести этапов (на самом деле, возможны некоторые вариации, но мне нравится этот формат). Один из участников (выбранный модератором на эту встречу или на эту супервизию) следит за временем и пресекает попытки всех остальных смешивать этапы.

* Начальный рассказ супервизанта о случае. В конце рассказа обязательно нужно сформулировать запрос, чего же хочет супервизант от супервизии, чтобы сфокусировать активность группы. Длительность: 10 минут. Если рассказчик иссяк быстрее, важно всё равно выдержать это время – паузы и напряжение тоже являются феноменами рассказа, а после паузы часто получается вспомнить и дорассказать какую-нибудь важную деталь.

* Эмоциональные отклики всех участников на рассказ. Супервизант молчит. Длительность: 10 минут. Если уложились быстрее, оставшееся время добавляется к следующему этапу.

* Вопросы к супервизанту. Можно спрашивать обо всём, что осталось неясным после рассказа – и о клиенте, и о состоянии супервизанта, и о процессах... Не следует подавать под видом вопросов свои гипотезы о случае. Длительность: 10 минут. Если уложились быстрее, оставшееся время добавляется к следующему этапу. (Обычно, однако, вопросов всегда много, и время используется полностью. Если вопросы иссякли рано, это тоже феномен супервизии).

* Обсуждение. Участники могут высказывать любые гипотезы, идеи, версии, дикие фантазии, предлагать свои варианты работы с этим клиентом – что угодно. Супервизант молчит и слушает. Рекомендуется на этом этапе вообще не обращаться к супервизанту, вести обсуждение только между собой. Длительность: 10 минут.

* Заключительное слово супервизанта: в каком он состоянии после супервизии, что из вопросов и гипотез ему подошло и натолкнуло на какие-то свои идеи, что было совсем мимо. Время не лимитировано.

* Опционально, если нужно – свободное дообсуждение мыслей, ассоциаций и воспоминаний по мотивам случая, чтобы завершить постконтакт. Участвуют все, кому хочется, включая супервизанта (уже бывшего – собственно супервизия закончилась на предыдущем этапе).

3. Формат свободного обсуждения. Какой-нибудь теоретический, практический, этический или иной вопрос, который не сводится к супервизии, но по которому хочется собрать спектр мнений и опыта участников. Строгость варьируется от формальной дискуссии до свободной болтовни и пересказа сплетен. Сюда же можно отнести короткие доклады на интересующие темы, с последующим обсуждением по типу семинара. Рекомендуется заранее ограничить общее время обсуждения, во всём же остальном беседа не регламентирована.

4. Динамические фрагменты для сброса напряжения и прояснения отношений между участниками. Не регламентировано, по желанию.

5. Перерывы на чай, туалет и перекуры.

Примерно всё.

По моему опыту, я не рекомендую на интервизионной группе такую форму работы как клиент-терапевтическую работу в круге, с последующей супервизией или без. Такая работа создаёт слишком сильные напряжения в группе и сама по себе, и из-за временного перекоса иерархии из равной-коллегиальной в клиент-терапевтическую, и из-за всех связанных с этим переживаний. В супервизионной группе напряжения разряжаются ведущими и на ведущих, здесь же их нет. Интервизионные группы, которые практикуют клиент-терапевтические работы, разваливаются чаще, чем те, которые их избегают.

Если группа вошла в неразрешимый конфликт между участниками или проявляет скрытое сопротивление (обычно оно выглядит как частые массовые пропуски встреч или регулярное отсутствие каких-либо запросов на работу), то полезно пригласить на встречу супервизора со стороны – иногда это помогает распутать процессы и двинуться дальше. Супервизор приглашается на всю продолжительность встречи, гонорар супервизора делится поровну между всеми (включая или исключая отсутствующих – это вопрос для обсуждения, возможно на той же супервизии).

[ DW ]
Tags: гештальт
Subscribe

  • Тревожный окситоцин

    На этой неделе я узнал о парадоксальном действии окситоцина. Его считают "гормоном отношений", усиливающим привязанность между партнёрами,…

  • Покой нам только

    Понял на терапии, зачем я устраиваю себе такую плотную загрузку делами. У меня повышенная чувствительность к дисгармонии и незавершённым гештальтам…

  • SAD Lamp

    И вот купил я себе лампы солнечного спектра. Решил не возиться с лампами для террариумов (это вышло бы дешевле, но пришлось бы изобретать, как бы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments