Андрій Новосьолов (andrzejn) wrote,
Андрій Новосьолов
andrzejn

Categories:

Весь этот горький катаклизм

Банальные мысли о цели образования.

Недавний мой пост был о том, что человек по природе своей ещё не вполне произошёл от обезьяны, так что если не стараться думать, то и поведение будет чисто обезьянье. Логично переходим к вопросу о тех, кто, по идее, должны бы обучать людей думать, пока те ещё не маугли. О системе воспитания и образования. (Системе в широком смысле: не только специально обученные педагоги, но и все родители, и компании сверстников, и окружающая среда...)

Тут было бы заманчиво списать всё на наш развал образования, которое и в позднем-то СССР уже было сильно так себе, а потом ему дали ещё двадцать лет свободно разрушаться и деградировать, а потом взялись бестолково регулировать полученного зомби... Но нехватка сознательного-осознанного поведения сейчас проявляется примерно во всех развитых странах. (А о неразвитых я просто не в курсе). Значит, тенденция это глобальная.

Воспитание человека – вообще очень неблагодарная область. Слишком инерционная и недоступная для чистых экспериментов. Результатов любого эксперимента приходится ждать лет тридцать, а за это время на воспитанников что только ещё не воздействовало. Для политиков, которые сменяются каждые четыре-пять (да хотя бы и десять) лет, это вообще далеко за горизонтом событий. Так что если даже мы вдруг за последние десять лет и научились правильно воспитывать (что не факт), то результаты проявятся ещё только через четверть века.

Приходится фокусироваться на чём-то совсем базовом, вроде теории привязанности. Или умении логически мыслить, ставить правильные эксперименты и анализировать результаты. Или вот концепции осознанности и ответственности. Авось дети с этим вырастут и дальше будут так поступать в жизни.

А что у нас с этим сейчас в воспитании? А с этим у нас примерно жопа. Чтобы дети усвоили концепцию последствий и принципы экспериментального исследования, их всё детство должна окружать не просто возможность, а необходимость постоянного исследования мира. И нет, не по готовым учебным планам. В учёбу дети должны бежать сами, мотивированно, когда реально припечёт понять, как это всё работает. Для этого неудачные последствия должны чувствительно бить – не убивая и не отбивая всякую активность, а ровно настолько, чтобы формировать осознание.

Что из этого люди массово дают детям за последние тридцать лет? Почти ничего, и того всё меньше. Наоборот, тенденция – создать максимально комфортную и безопасную среду, а также превентивно впихнуть в детей побольше знаний и навыков, пока дети ещё не успели что-нибудь сами захотеть и выбирать. (Не все и не везде так поступают. Но общая тенденция). Вот и выросло, что выросло.

Хотим более разумное, взрослое и ответственное общество к 2050 году? Придётся позволить детям пачкаться, набивать шишки, травиться свежепойманной гадостью и заниматься серьёзными интересными делами. И тогда, когда они вырастут (и отходят свою пару лет к психотерапевту, исправляя косяки родителей), наступит счастье. Может быть. Хотя тоже вряд ли.

[ DW ]
Tags: любомудрие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments