Учёный делает выводы из правильно поставленных экспериментов с альтернативными гипотезами, контрольными группами и рассчитанной статистической значимостью. Закономерности должны срабатывать на всех, или хотя бы на большинстве случаев.
Следователь докапывается до объективных фактов, отсеивая ложь, ошибки и не относящиеся к делу детали. Тут важна только суть, которая вписывается в статьи кодексов.
Фермер растит сады, стада и огороды. Ему важно, чтобы общее количество продуктов получилось достаточно большим, чтобы хозяйство крутилось и дальше. Отдельные засохшие растения и больные животные - это, конечно, печально, но от них надо поскорее избавиться.
Психотерапевт каждый раз работает с одним-единственным уникальным индивидуальным случаем. Типологии и модели существуют, но они только помогают немного сориентироваться. От клиента нельзя отсекать несущественные детали, не попадающие в статистику или работающие непонятным магическим образом. Тут важны не объективные факты, а субъективные образы. А человеческая психика вся целиком построена из магического мышления, придающего смысл случайным совпадениям, и плацебо помогают в целой трети случаев. Поэтому психотерапевт - не врач, не учёный, не следователь и не фермер. Ближе всего к полузнахарю-полушаману.
И это не временный недостаток, а специфика объекта и предмета воздействия. Вот погодите немного, скоро психотерапевты понадобятся и нейросетям искусственных интеллектов. Правда, тогда на это дело уже можно будет обучить другие нейросети.
[ DW ]