Андрій Новосьолов (andrzejn) wrote,
Андрій Новосьолов
andrzejn

Categories:

Ремесло, переходящее в искусство

Гештальт отличается от других направлений тем, что в нём не требуется много понимать и интерпретировать, как в классическом анализе, или знать ассортимент и качественно подбирать ту или иную схему, как в когнитивно-поведенческой терапии. В гештальте, который многое унаследовал из экзистенциальной философии, феноменологического подхода и дзен-буддизма, важнее всего правильным образом быть и кое-что уметь делать. Теории же в гештальте немного. Когда я учился в КИСППе, курс введения в гештальт-терапию уложили то ли в шесть, то ли в девять учебных пар (не помню уже точно). И это был качественный, подробный курс.

Гештальт требует прежде всего навыков, и это роднит его то ли с художественным училищем, то ли с академией исскусств, смотря на сколько замахиваться. При этом при таком мизерном объёме теории на гештальт-терапевта учатся от четырёх до десяти лет. Потому что дело не в теории, а в формировании образа мыслей и навыков реагирования. То есть, собственно, характера и личности терапевта. Лекции тренеров-гештальтистов славятся своей сумбурностью и обрывочностью; дело тут в том, что дело тренеров - передать отнюдь не знания (студенты всё сами отлично найдут и прочитают, когда понадобится), но отношение к предмету и ситуациям.

Основной принцип обучения гештальту - опять же как в художественном ремесле: смотри, учись, запоминай, пробуй, практикуйся. Обезьянка видит, обезьянка повторяет, у обезьянки снижается уровень тревожности - вот и можно начинать свою практику под присмотром мастера. Сертификация, опять же, это не экзамен (несмотря на некоторые рудименты оценивания), не сдача учеником дипломного произведения комиссии цеховых старейшин (что там можно успеть развернуть за полчаса со случайным клиентом...), а демонстрация вот этого формально не определённого, но (при значительном опыте сертификатора) явственно ощутимого стиля отношений. Навыков быть, воспринимать и действовать определённым образом.

Я с первой ступени люблю говорить о том, насколько обучение гештальту напоминает метаморфозы студентов в романе Марины и Сергея Дяченко "Vita Nostra". Со мной почти никто не соглашается, а я продолжаю видеть явные параллели. Ну да, здесь (почти никогда) не манипулируют и (вообще никогда) никого не загоняют в систему насильно. Но вот это взращивание внутри себя ощутимо иного себя... по-моему, один в один.

Поэтому на выходе получается такая пёстрая толпа котиков, которых никак не собрать в одно стадо и не отправить пастись строем. Поэтому у нас такой нечёткий кодекс и несуразные системы управления. Вы когда-нибудь видели, чтобы уличные художники, артисты и музыканты все ходили в одной строгой ясной системе? Не формировали и не разваливали какие-то группы, коллегии и течения? Ну вот. У гештальтистов та же фигня.

Зато некоторым удаётся развить личный стиль и подняться с уровня добротного ремесла до настоящего искусства. Которому, в свою очередь, фиг научишь следующих студентов - потому что научить можно только ремеслу, а с искусством ещё поди угадай. Такие дела.

[ DW ]
Tags: гештальт
Subscribe

  • Они не со зла

    Наблюдение организатора событий (я их сейчас организую сразу несколько разных, а ещё есть другие знакомые организаторы). Люди сейчас очень…

  • Чего ждать от следующего года

    Ковид потеряет актуальность. Те, кто не успеют переболеть сами до осени-зимы, получат вакцину. Следующий новый заметный вирус появится через 5–10…

  • Самоспасение утопающих

    Провёл небольшой опрос коллег, подтвердил мрачные подозрения. В нынешние сложные тревожно-депрессивно-параноидные времена психотерапевты особенно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments