
Чем я, в самом деле, занимаюсь, называя это психотерапией? Что, вот от этого действительно есть какая-то польза: слушать, кивать, угукать, подтверждать очевидное, напоминать общеизвестное? Что, в самом деле? Не хуйнёй ли я занимаюсь, мороча людям голову за деньги?
Ну да, они продолжают приходить, платят, рекомендуют меня знакомым. Это не очень помогает: уж мы-то знаем, за какую ерунду люди готовы платить! Помогает, когда от этой ерунды клиенты светлеют, здоровеют и рассказывают о том, как у них в жизни всё налаживается. На самом деле, помогает не сильно и не надолго. Ведь никогда нельзя сказать наверняка, это помогли наши разговоры, или у клиента просто так случайно совпало. Особенно когда у остальных клиентов в это время нет никакого заметного прогресса. Особенно когда на девятом году собственной терапии я ясно вижу, что от оставшихся проблем я не избавлюсь никогда, потому что это уже и не проблемы, а особенности моей личности.
Я знаю, что эти сомнения - обязательная часть работы психотерапевта. Я писал об этом курсовую. Наша идентичность растёт сложно и постоянно шатается. Наша работа постоянно подталкивает нас к безумию. Эти сомнения - признаки здоровья, они напоминают, что надо заботиться и о себе, надо регулярно возвращаться к простым, несомненным основам.
Это знание не помогает.
Хорошо помогает собираться в коллегами в супервизорские и интервизорские группы, делиться с ними сомнениями, сообща обсуждать сложные случаи.
"Спустя какое-то время ведьма, которая по ведьминской традиции работает в одиночестве, начинает становиться… странной. Конечно, всё зависит от продолжительности и силы разума конкретной ведьмы, но рано или поздно все они начинают путать, что хорошо, что плохо, добро со злом, причину со следствием. Это может стать опасным. Поэтому ведьмы заботятся о том, чтобы сохранять друг друга нормальными - по крайней мере, по сравнению с остальными ведьмами. Для этого не требуется много усилий: попить вместе чайку, спеть хором песню, прогуляться по лесу, и каким-то образом всё устаканивается".
Т.Пратчетт. Я надену полночь
Поддержка коллег облегчает сомнения. Вот же: эти несомненно разумные люди делают то же самое, думают о тех же вопросах в том же стиле, соглашаются, подтверждают, что со мной всё в порядке! Это помогает. До тех пор, пока я не задумываюсь: а может быть, это мы просто все вместе делаем хуйню и поддерживаем друг друга в общей иллюзии?
[ DW ]