Me

Уползище

Убежище для тех, кто не бегает


Previous Entry Поделиться Next Entry
Me

Свидетели жизни и ментальный тракт

Кто о чём, а я на любимую тему, о шизоидах. То, что у нормальных невротичных людей получается само, нам надо осмыслять и исполнять сознательно. Часто получается интересно.

Так вот. Главная тема невротической части личности - это межличностные отношения. Важность отношений абсолютна, вопрос "а зачем это" не возникает в принципе. Аксиома. А что делать тем, кому для начала надо понять, что это вообще за штука?

Из разговора в группе на интенсиве я наконец-то сформулировал. Отношения - это когда у меня есть свидетель моей жизни. Кто-то, кто помнит, как я выгляжу и как меня зовут, примерно в курсе значимых событий моей жизни, как-то на это всё реагирует и проявляет интерес. Совершенно не обязательно, чтобы этот человек меня любил или ценил. Просто нужен свидетель. Это база. Ну и одного свидетеля маловато, в идеале нам нужно несколько кругов разной вовлечённости, по числам Данбара (близкие, коллеги, приятели-знакомые, племя), в сумме от полусотни до пары сотен человек.

Но стоп. У нас, шизоидов, это тоже есть, нам тоже нужны свидетели. Просто освежать информацию о себе нам надо значительно реже. Встречаться с другом раз в год - нормально; если раз в полгода, то это вообще не пауза, можно продолжать разговор с прерванной точки.

Существует метафора ментального метаболизма: подобно тому, как мы поглощаем-перерабатываем-выделяем пищу, точно так же мы поглощаем впечатления, символизируем их и выдаём образы. В этой метафоре общение подобно коллективному пищеварению муравьёв (они постоянно делятся едой друг с другом). Стало быть, шизоидный ментальный тракт - длинный и неторопливый, как у травоядных. Мы берём небольшую порцию впечатлений и долго-долго с ней живём. Потом выдаём ценный кусочек тёмной материи. А невротичный метаболизм - быстрый и короткий, от входа до выхода проходит всего ничего. Поэтому нужно регулярно подпитываться и передавать дальше, иначе становится пусто и голодно. Отсюда весь этот светский смоллток ни о чём, который выносит шизоидам мозг: что за разговор, в котором ничего значимого не говорится?

А это быстрый непрерывный обмен свидетельствами жизни.

[ DW ]

  • 1
grey_horse August 29th, 9:01
Интересно, что свидетель - самая большая потребность и притом самый большой страх. "Большой Брат следит за тобой", и т.п.

andrzejn August 29th, 9:05
Угу. И потребность обычно сильнее страха (кроме психотических случаев). Пускай уж лучше Большой Брат, чем вообще никто.

Блоги и соцсети тоже об этом. И тысячи селфи с фотографиями еды в инстаграме.

ekramarenko August 29th, 9:18
Вчера в магазине несколько девушек-продавцов меня ввергли в совершенное изумление разговорами о знаках зодиака и восточном гороскопе: "я рыба, но это лучше чем козерог. а ты кто? а папа у меня змея, но говорит, что змеей должна была быть мама - ей по характеру больше подходит". С оживлением, интенсивным обменом репликами и неподдельным интересом. Бльо, подумала я, а ведь они общаются.

nasse August 29th, 10:01
Ты думаешь, нужен именно свидетель?

andrzejn August 29th, 10:02
Думаю, да. Покамест эта модель объясняет мне всё.

nasse August 29th, 10:09
Я пока склоняюсь к тому, что мне нужен собеседник.

andrzejn August 29th, 10:14
А для чего нужен собеседник?

nasse August 29th, 10:26
Вероятно, для чувства реальности себя.
Абстрактный свидетель плох тем, что заметит не то, что имеет значение (мне, для реальности меня), а всякую фигню. Типа как меня зовут и как я выгляжу.

andrzejn August 29th, 10:28
Ага, терминологическая разница. Свидетель жизни у меня - как раз тот, кто замечает и помнит значимое. А абстрактные свидетели и правда не считаются.

nasse August 29th, 10:32
Чтобы свидетель заметил значимое, ему это значимое нужно назвать.

andrzejn August 29th, 10:34
Это да. Назвать, рассказать, пояснить...

nasse August 29th, 10:38
А "свидетель", который будет назначать значимыми какие-то события _моей_ жизни, исходя из _собственных_ представлений о значимости, и озвучивать их, сделает меня несколько _менее_ реальной. Как ни странно...

Имхо, молча строить внутри себя правильный нарратив проще, чем молча отмахиваться от озвученного неправильного.

Edited at 2017-08-29 10:45 am (UTC)

grey_horse August 29th, 11:26
Это не так уж странно - ваша реальная жизнь подменяется фантазиями о свидетеля о ней. И да, в этом смысле делается менее реальной.
Я имел в детстве соответствующий опыт, так что моментально понял, о чем речь. Сейчас хожу к нарративному терапевту.

nasse August 29th, 11:33
Иногда кажется, что люди нужны как противоядие от других людей.

grey_horse August 29th, 11:51
Тоже верно. Здесь отличие шизоида в том, что большее количество людей будет ядом, и меньшее (иногда считанные единицы, или вообще один человек) противоядием.

nasse August 29th, 12:01
Я бы сказала, больше высказываний в стиле "нормально, как обычно, все так говорят" будет ядом.

grey_horse August 29th, 12:02
Да. И "все так делают".

nasse August 29th, 12:09
Я бы сказала, чем "всёнормальнее" окружение, тем охотнее и упорнее оно будет говорить шизоиду о _его_ ненормальности. (И в каком-то смысле, ненормальность - почти исключительно то, о чем шизоиду _рассказали_) И от такого нарратива точно нужно противоядие.

Edited at 2017-08-29 12:15 pm (UTC)

grey_horse August 29th, 12:21
Согласен.

куча ниточек из одного клубка

dreamer_m August 29th, 10:20
Свидетель - сказочная царевна, помнящая, кто на самом деле убил дракона/добыл молодильные яблоки и способная опознать героя в нужный момент.
Свидетель - то "внимание взрослого", за которое насмерть борются переполненные классы младшеклассников. Учительница не кормит их и не развлекает - но она единственная в ситуации, кто технически может ребёнка заметить и дать ему какую-то обратную связь.
И ещё - неловкость нахождения на одной территории (купе, комната ожидания) и т.д., если не давать внимания и не завязывать разговора. Заговорил - свидетель и вообще живой человек. Не заговорил... "доктор, меня все игнорируют".
Отсюда же - требования сверху вниз "обеспечить свидетеля" (поздоровайся первым, они же тебя старше! ты их должен узнавать в лицо, это важные люди). Узнаваемость = значимость = витальный ресурс.
Гонка за славой растёт на этом как на базовом сусбстрате.
А ещё есть фальш-свидетель - ключевой собеседник для нарцисса, свидетельствующий не его жизнь, а его представление о себе (т.е. вместо ресурса связи с миром дающий нарциссический ресурс).

Куча всего растёт из этого объяснения.

Edited at 2017-08-29 10:21 am (UTC)

andrzejn August 29th, 10:30
Сильно не хватает кнопки "лайк" на комментах :)

grey_horse August 29th, 11:27
Да. Пикабу взлетел отчасти и на этом.

beldmit August 29th, 13:59
Можно отметить как лучший комментарий. Во всяком случае, в сравнительно новых стилях.

what_and_why August 29th, 13:00
Твои посты про шизоидов — прямо как медицинская энциклопедия для "Троих в лодке". Читаю и каждый раз думаю: ну да, естественно, а как иначе-то?

andrzejn August 29th, 13:30
А вот. Люди странные и разные :)

mbwolf August 29th, 18:49
А и правда... Я не понимала этого раньше.
Я не знаю, нужны ли мне свидетели. Но они есть, и свидетельствуют куда чаще, чем раз в полгода. Поэтому самое сладкое для меня - неделя без свидетелей, которая мне раз в месяц выпадает.

neon_fit August 31st, 21:01
С наступлением депрессии я, махровый "тактильный" экстраверт, несколько лет мечтал оказаться на необиатемом острове. Теперь потихоньку возвращаю себе радость общения...

Edited at 2017-08-31 09:02 pm (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account