Me

Уползище

Убежище для тех, кто не бегает


Previous Entry Поделиться Next Entry
Me

Как брать супервизию

Голодный курдль обычно глотает сразу. Если курдль не хочет брать, можно для поощрения легонько похлопать его по языку.
С.Лем. Четырнадцатое путешествие Ийона Тихого

Прискорбно, но отнюдь не все тренеры учат студентов-психотерапевтов, как правильно брать супервизию. В результате все мы как-нибудь учимся этому сами по ходу дела. И как клиенты по-настоящему обучаются брать терапию только к моменту собственной сертификации на терапевта (некоторые позже), так и брать супервизию мы более-менее начинаем, когда уже сами почти готовы давать её другим.

Теоретически всё просто: супервизия - это профессиональная помощь одного коллеги другому. Консультация при затруднениях или хотя бы ещё один непредвзятый взгляд со стороны. Но как именно её брать? Супервизоры (особенно начинающие) до такой степени стараются не навязывать терапевту свои взгляды, что выцарапать из них личное мнение и рекомендации совсем не просто. Даже когда супервизор от растерянности спрашивает терапевта: "Так чего же ты от меня хочешь?" - от конкретных просьб о помощи он будет увиливать.

Что же можно и нужно хотеть от супервизора?

1. Прежде всего, супервизия - это возможность ещё раз просто припомнить ход сессии (если это супервизия одной сессии), всей терапии клиента (если это супервизия случая) или своих отношений с профессией вообще (если это супервизия практики). Рассказать о том, что было. Снова пройтись по этапам, припомнить свои чувства, гипотезы и намерения, довысказать то, чему в работе места не нашлось.

2. (актуально для начинающих терапевтов) Получить поддержку от супервизора. Если после пересказа работы супервизор не впадает в ужас или негодование - значит, ужасных косяков не случилось. Можно ещё и прямо попросить подтверждения, что всё хорошо. Сюда же: если в ходе обсуждения терапевт наступает на собственное больное место и внезапно разрывается на сотню хомячков, супервизия может плавно перейти в психотерапию терапевта. Это не плановый ход супервизии, но он вполне возможен.

3. Заметить, как и что в работе могло быть ещё. Какие темы не получили развития, куда и почему решили не ходить, чего не хватило клиенту или терапевту, какой интерес остался неудовлетворённым и почему. Вот здесь уместно подёргать супервизора на предмет собственных слепых пятен: "Вот это я заметил. А как по-твоему, не проморгал ли я ещё что-то важное?" В особенности если всё прошло подозрительно гладко и без неясностей. "Суслика видишь? А он есть!"

4. Выяснить, что ограничивало свободу терапевта, куда уходили основные усилия, что пугало и отвращало, что приходилось превозмогать. Когда всё идёт правильно, терапевт устаёт не чрезмерно; уж на четыре-то сессии в день терапевта должно хватать спокойно. Некоторых хватает на пять или даже шесть. Стало быть, в работе нужно обходиться без особого напряжения.

5. Если хочется, можно попросить супервизора помочь провести формальный процесс-анализ работы. По пунктам - запрос, потребности, динамика контакта, конфликты, переносы, дефицитарные функции и всё остальное. Супервизор этот план знает.

6. И если уж совсем ничего конкретного не осталось, а время ещё есть, можно потрындеть о теории и практике вообще. О философии, экзистенциальных смыслах, перспективах развития, личном стиле и всём таком.

И во всех этих возможностях супервизор, конечно, будет помогать терапевту какими-то вопросами или комментариями, но основную активность и интерес к работе всё-таки придётся проявлять самому терапевту. Тут всё так же, как и в терапии, где активность исходит от клиента. Такие дела.

[ DW ]

  • 1
(Deleted comment)
andrzejn August 3rd, 2016
На здоровье!

В супервизии ещё есть разные тонкости, специфичные для разных направлений. Но эти пункты в целом работают везде.

femmedelys August 12th, 2016
спасибо) процитирую в закрытой группе для специалистов , на фб.

andrzejn August 12th, 2016
На здоровье :)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account