Андрій Новосьолов (andrzejn) wrote,
Андрій Новосьолов
andrzejn

Categories:

Психолог среди барефутеров. Барефутер среди психологов.

Сегодня я сведу вместе два своих давних увлечения. Даже три: психологией я плотно занимаюсь четыре года, босиком хожу девять, а блог веду уже одиннадцать лет. За это время я насмотрелся и наобщался со многими барефутерами - на сайтах, тематических форумах, в соцсетях и лично - и уже могу обобщать и классифицировать эту социальную группу. Это не настоящее исследование, правильной статистики у меня нет. Это просто систематизация наблюдений.

Барефутеры - очень разношёрстная публика. Если сочинять нам девиз, то вслед за официальным: "Босиком - везде, в обуви - только по необходимости", - я добавлю: "Что у нас общего, кроме босых ног?" Потому что общего больше ничего нет. Ни пол, ни возраст, ни социальное положение, ни число хромосом, ни профессия, ни национальность, ни религиозные убеждения - ничто из этого не коррелирует с любовью ходить босиком.

Но есть среди нас отдельные подгруппы. Перечислю их - не по численности, но по заметности. Подгруппы эти не взаимоисключающие, границы их не чёткие, так что один человек может частично принадлежать и там, и сям.

1. Фетишисты. Фут-фетишизм - почтенное, хорошо известное сексуальное отклонение. Предаются ему, в основном, мужчины, хотя я встречал и редкие признания женщин. А предмет их внимания, соответственно - босые женские ноги (как правило; геи среди фут-фетишистов тоже есть, в стандартной пропорции). По ключевому критерию фетишизма, их интересует только предмет, но не человек в целом. На фотографиях, которые они делают и коллекционируют, доминируют стопы, обычно снятые со стороны подошв, в разговорах они подчёркивают, что подошвы должны быть грязными и загрубевшими... а людей за подошвами и не видно.

Фетишисты, в общем, люди не злые и не какие-то особенные. Например, традиционный мужской запрос показать сиськи - это тоже фетишизм, только мягкий и принятый в обществе. У фут-фетишизма есть вариации и степени, он бывает почти незаметен, если специально не раскапывать. Проблема только в том, что фетишисты возбуждаются и фиксируются на предмете до такой степени, что остальных людей от этой темы начинает тошнить.

Среди барефутеров фетишисты играют ту же роль, что и вуайеристы среди нудистов. То есть неудержимо крутятся вокруг, возбуждаются, пытаются вписаться поближе к стимулу и реализовать потребность. Сами по себе они не всегда любят ходить босиком (а часть тех, кто любят, делают это из профлексии, "делай другим то, что хочешь получить от них сам"), но если так проще вписаться, то ладно. Любят организовывать фотосессии с фут-фетишистским уклоном.

2. Религиозно-мистические. Вообще-то ни одна из распространённых религий не требует от своих последователей ходить босиком. В восточные храмы нужно входить без обуви, но носки и бахилы допустимы (а это, подтвердит вам всякий барефутер, за босиком не считается). Кришнаитам и буддистским монахам вовсе не предписано ходить только босиком. Даже радикальные христианские ордена и секты, вроде босых кармелитов, не такие уж стопроцентно босые. Амиши-меннониты ходят босиком не напрямую из-за религиозных заветов, а потому что в 17-18 веках обувь была дорога и её экономили.

Другое дело, что босые ноги ассоциируются либо со смирением, аскетизмом, благочестием и подражанием древним святым (которые, во-первых, были древними, а во-вторых, обычно жили в тёплых краях), либо - в случае мистических убеждений - с "заземлением", контактом с Природой, течением тонких энергий, вибрациями и так далее. Околойогические гимнастики на природе - из этой области.

В целом безвредны и часто интересны, если сохраняют контакт с реальностью (а не только с Природой), не срываются в экстаз и не начинают проповедовать. Порой рискуют здоровьем, потому что религиозные убеждения бывают жестковаты и не делают разумных исключений.

3. Сторонники здорового образа жизни. Утверждают, что ходьба босиком закаляет организм и укрепляют волю, и потому последовательно её практикуют. (На самом деле ходить босиком полезно скорее для опорно-двигательного аппарата, правильной походки, хорошей осанки и здоровой кожи на ногах, а от простуд босые ноги защищают не особенно). Любят слово "босохождение", старательно считают минуты и километры, часто не просто ходят, а бегают босиком, сочетают это с моржеванием... В крайних проявлениях смыкаются с религиозно-мистической группой (см. Порфирий Иванов, "Детка", "Звенящие Кедры России").

Как и все любители здоровья, активно агитируют за свой образ жизни и подчёркивают, насколько им стало лучше жить. Демонстративно позитивны и энергичны. Иногда переходят в этом черту и ради минут и километров вредят своему здоровью. Помимо этого - люди как люди. Хорошо, когда у них есть и другие интересы помимо оздоровления.

4. Демонстративные. Истероидный радикал - наше всё! Из всего можно устроить яркое шоу, эпатаж, привлечение внимания и игру на публику. Это прирождённые актёры и заводилы. Если босые ноги вписываются в концепцию - а в наших краях это таки экзотика - значит, будут босые ноги. А ещё будут причудливые одежды, крашеные волосы, движняк, акции, марши, выступления и фейерверки.

Очень хороши для рекламы и раскрутки движения. Незаменимый источник энергии в группах. Яркие, интересные, энтузиасты и выдумщики. Утомляют, когда их становится слишком много, а сами тогда страдают из-за того, что все их бросили.

5. Люди с Идентичностью. Бывает, что ходить босиком в какой-то группе просто принято. Оно могло начинаться как мистика, оздоровление или ещё что, но истоки давно стали неважны, а теперь тут такая традиция. Самый известный пример - хиппи (хотя современные хиппи ходят босиком далеко не все и не всегда, но тем не менее). Или какие-то локальные неформальные субкультуры. Или группки приятелей, собравшиеся вокруг яркой харизматичной босоногой личности и (не вполне осознанно) ей подражающие. Так или иначе, ходить босиком для них - знак принадлежности к своим, а всякий босоногий человек потенциально свой и изначально вызывает больше доверия, чем обутые.

Люди как люди. Разные, более или менее интересные, более или менее стабильные. Обычно с каким-нибудь любопытным "бантиком" своей субкультуры. С ними достаточно легко и хорошо - если вы тоже босиком.

6. Фрики. Любая особенность может вырасти до яркой особенности, отклонения, акцентуации и психоза. В том числе и вышеперечисленные пять пунктов. Да, они ходят босиком. А ещё у них всё настолько чрезмерно, что вызывает оторопь, раздражение, отвращение и ужас. Это их беда и проблема, но окружающим от этого не легче. Один-два ярких фрика способны развалить любую босоногую компанию, если их не изгонят раньше (а иных ещё поди изгони...)

7. Профессионалы. Есть профессии и занятия, где босиком ходят по необходимости. Некоторые боевые искусства, гимнастика, восточные и цыганские танцы... К босым ногам относятся спокойно, это их рабочая обувь, в которой бывает удобно ходить и просто так. Вот разве что к барефутерским сообществам примыкают редко. Зачем им это? "Приходишь на пляж, а там станки, станки..."

8. Атрибуты других увлечений. Например, натуристы (хотя некоторые из них зачем-то оставляют обувь, когда раздеваются). Или садомазохисты, бывает, разувают нижних. Но там босые ноги - не главное и не самое заметное. У них свои тусовки.

9. Любители комфорта. Обувь, вообще-то, неестественна и неудобна. Она тяжёлая, давит, натирает, ноги в ней потеют и начинают вонять, в обуви то жарко, то холодно (когда пережимается кровообращение). Туфли на высоких шпильках - то ещё орудие пытки. Есть люди, которым всё это особенно невыносимо. Они разуваются просто потому, что так ходить легче, удобнее и приятнее. Самые непримиримые ходят босиком везде, где возможно, и становятся идейными лидерами барефутеров.

10. Казуалы. Их больше всего. У них нет ведущего мотива. Иногда они разуваются, потому что устали от обуви, иногда - по приколу, иногда за компанию, иногда ради эпатажа или фотосессии, да мало ли ради чего. Так или иначе, босиком они ходят эпизодически, никакого значения этому не придают и барефутерами себя не называют. Просто живут. Эти - самые нормальные :) Но и самые незаметные.

[ DW ]
Tags: босиком, буквой пси
Subscribe

  • Последовательный материализм

    Одиннадцать лет назад я прочитал в посте https://rikki-t-tavi.livejournal.com/732805.html об интересном эксперименте: тщательно отслеживать у себя…

  • Походка

    Интересный симптом возник у меня в последние недели, раньше так не бывало. У меня заметно замедлилась походка. Всё остальное без изменений: та же…

  • Агрессивное самоограничение

    Об ограничениях, часть вторая. Еще полвека назад гуманисты-романтики рассуждали о неограниченном потенциале человека. Вот ещ' немного, мы уберём…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments

  • Последовательный материализм

    Одиннадцать лет назад я прочитал в посте https://rikki-t-tavi.livejournal.com/732805.html об интересном эксперименте: тщательно отслеживать у себя…

  • Походка

    Интересный симптом возник у меня в последние недели, раньше так не бывало. У меня заметно замедлилась походка. Всё остальное без изменений: та же…

  • Агрессивное самоограничение

    Об ограничениях, часть вторая. Еще полвека назад гуманисты-романтики рассуждали о неограниченном потенциале человека. Вот ещ' немного, мы уберём…