Андрій Новосьолов (andrzejn) wrote,
Андрій Новосьолов
andrzejn

Categories:

Сосуд оно в котором пустота?

Этапы развития личности по Эрику Эриксону в наше время признают, кажется, все. Даже не психоаналитики. Но в этом посте я предлагаю другой подход. Он синтезировался у меня из нескольких обсуждений и прочитанных где-то каких-то книг, так что это не окончательная истина, а только версия. Размышления и дополнения приветствуются :)

Возьмём метафору (гештальтисты, закройте глаза; я помню про теорию поля): человек - это сосуд. Есть внешний мир и внутренний мир. Человек существует во внешнем мире и принимает во внимание поступающие извне стимулы, но жизнь и поведение определяются внутренним миром.

1 стадия. Формирование внутреннего пространства. От рождения и лет до трёх. В самом начале ребёнок не существует как личность, у него нет психики как таковой, нет самосознания и рефлексии, мозговые структуры ещё недоразвиты. Он весь - наружу, весь зависит от внешнего, живёт только в контакте с мамой и (позже) другими близкими взрослыми. Постепенно структуры формируются, ребёнок запоминает ощущения и впечатления, начинает сопоставлять, анализировать и моделировать. Завершение этой стадии: у ребёнка возникает понятие "я", внутренний диалог, он способен какое-то заметное время находиться в уединении, обдумывая и интегрируя опыт.

Основной источник радости и удовольствия: присутствие рядом близких взрослых, которые являются источником жизни, смыслов и опорой в этом мире.

2 стадия. Заполнение. До конца юности, лет до 21-25. Основной мотив, стремление, источник удовольствия - поглощение и усвоение. Всего: пищи, знаний, впечатлений, опыта, отношений. Даже бунтарство, творчество, изменение мира и созидательная работа в этот период - это прежде всего эксперименты, получение и усвоение нового опыта.

В этой стадии есть несколько фаз:

а) Расширение. До пубертата. Внутреннее пространство увеличивается и усложняется, ребёнок способен замечать, осознавать и встраивать в себя всё более тонкие оттенки, всё бОльшие объёмы, балансировать всё более противоречивые источники.

б) Формирование. До конца пубертата, лет до 17-19. Границы сосуда определяются, уплотняются, определяется его форма, принимаются решения о том, что моё и внутри, а что лишнее и вовне, на кого я похож и на какой полке хочу стоять.

в) Повышение давления. До конца юности. Форма, ёмкость и содержание внутреннего мира окончательно определены. Завершается основная работа по выборочному отбору, интеграции и ассимиляции опыта. Окончательно определяются ведущие способности, желания и направления активности на оставшуюся жизнь. Нарастает внутреннее напряжение и мотивация для следующей стадии -

3 стадия. Испускание. До конца активной зрелости и заметного снижения активности в пожилом возрасте. Лет до 65-70 по нынешним временам, наверное. Основное побуждение и источник удовольствия - созидание, изменение мира и привнесение в него чего-то нового. Внутри, по большому счёту, всё определено, заполнено и уложено, уточняются только частные детали (в которые, впрочем, тоже можно углубляться почти бесконечно). Пришло время выпустить наружу результаты внутренней работы, прогнуть мир под себя, где и насколько получится.

Здесь тоже есть фазы:

а) Безграничность. До кризиса среднего возраста, лет до 40. Пик физических и умственных возможностей. Получается практически всё, что хочется, а что не может получиться - не хочется. Всё, на что можно опереться, известно и проверено. Достижения ограничены только претензиями. Поток мощный и стабильный. Основной мотив: громче всех крикнуть, проявить себя, сдвинуть мир и сделать его лучше. Основное удовольствие: сила исходящего потока активности.

б) Ограниченность. От кризиса среднего возраста и до начала старости. Приходит осознание объёма своего сосуда, а главное - конечности этого объёма. Становится понятно, что всего не достичь, что силы ограничены, что неудачи объясняются не только обстоятельствами. Проходит сравнение и переоценка поглощённого и испущенного, сильных и слабых сторон. Исходящий поток слабеет, но фокусируется на главном, на тех направлениях, которые удаются лучше всего, больше всего востребованы и ценны. Основное удовольствие: точная фокусировка и оптимальное распределение потока, внимание к деталям.

4 фаза. Разлив. Пожилой возраст и старость, до смерти. Амбиции поугасли, энергия не та, мотивация к подвигам закончилась. Зато внутри - богатейшее содержание, результат десятилетий отбора, выдержки и переработки жучков, которые падали в эль с дивной избирательностью. Каждый человек - уникальный букет и особые глубины. Менять мир уже не хочется. Учиться новому - некуда. Хочется просто учить других, делиться опытом, находками и предостережениями, чтобы не просто умереть, а оставить заметный след на земле. Это - время учительства и наставничества, мудрости, мемуаров, монографий и руководств. Чтобы, когда наступит финал и сосуд разобьётся, ни капли содержимого не пропало зря, потому что оно давно уже разлито по десяткам и сотням сосудов помоложе.

Это я описал идеальный случай - то, как оно должно, по идее, быть. Описание повреждений и нарушений развития в этой метафоре оставляю вам на самостоятельную работу.

[ DW ]
Tags: буквой пси, любомудрие
Subscribe

  • Люди и телефоны

    1. Чтобы лишиться иллюзий о людях, стоит ходить не в Тиндер, а на OLX.ua. Выставлял на продажу старый телефон – фиксированная цена, OLX доставка.…

  • Мир эльфов

    Когда-то я уже писал о том, как идея "изолируемся, и переболеем все по очереди" незаметно сменилась на "изолируемся, и не заболеем вообще". Сегодня я…

  • Dreamwidth и Semagic

    (По наводке vitus_wagner). В апреле Semagic перестал логиниться в Dreamwidth. Я уж думал – всё, поломали, ироды. А оказалось, что нет. Они…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment