Друзья, знакомые и родственники? Мы заточены под формат племени приматов. Две-три сотни максимум, и то большинство из них мы знаем не слишком подробно. И, что важно, этот круг мы фильтруем по своим вкусам и привычкам.
Френды в соцсетях? Аналогично. Сотрудники, клиенты, заказчики, исполнители? Узкая специализированная выборка. Клиенты психотерапевтов? Весьма специфические. Единомышленники и противники на митингах? Очень, очень отфильтрованные сообщества. Даже если я работаю на кассе в супермаркете или в гардеробе кинотеатра, я всё равно вижу только тонкий срез социума: ведь и туда тоже ходят далеко не все.
За пределами этих сотен, ну тысяч, ну десятков тысяч людей - 99% людей, о которых мы ничего не знаем. Это если брать только один город-миллионник. В масштабах страны получается 99.99% В масштабах человечества - и говорить нечего. Из этой огромной неизвестной толпы мы ещё знаем тех, кто громче всех кричат. Выдающиеся артисты, политики, учёные... Ещё доля процента.
А основная масса тёмной безликой материи - это простые люди. Они просто работают, чем-то увлекаются, с кем-то живут и с кем-то дружат, но за пределами своего узкого круга они никак не заметны. Мы никогда их не узнаем. Просто никогда не повстречаемся. Как-то судить о них, проецируя качества своих знакомых - большое заблуждение. Они, скорей всего, совершенно другие. Единственное, что мы с уверенностью можем о них сказать: они не выделяются из толпы ничем особенно ярким и громким. Парадокс Ферми, блин. Мы окружены несколькими миллиардами людей, но знаем о них не больше, чем о таинственно молчащих инопланетянах.
Поэтому предлагаю практический эксперимент. Оказавшись в обществе незнакомых людей: попутчиков в купе поезда, собратьев по несчастью в многочасовой очереди, на курортной базе - считайте их инопланетянами. И попробуйте установить контакт...
[ DW ]