Я, по-моему, не травматик. Сколько ни читаю описаний травматиков - заметного сходства не вижу. (И не помню за собой никаких травматических переживаний, но как раз это ещё ничего не доказывает.)
А вот моя мама, пожалуй, была да. Из слияния со своими родителями она так и не вышла, и по эмоциональной зрелости была где-то на уровне старшего дошкольника. Родители значили для неё очень много; когда умерла её мать, она вообще сошла с ума. А её отец, мой дед, умер сравнительно рано, когда ей было лет двадцать восемь-двадцать девять. И она постаралась заполнить дыру всем, что было под рукой - а под рукой как раз был я. Даже помню, что мне было неприятно, когда она меня к себе прижимала и затискивала. Как-то это было чересчур. Сейчас, в ретроспективе, я думаю, что в этих объятиях она не столько поддерживала меня, сколько искала поддержки во мне.
Я уже говорил, что переключился на досрочное взросление года в три-четыре. И ага, дед умер именно тогда. Я-то к деду не был особенно привязан, я и видел его редко. Травма, с которой я принялся уживаться, была не моей.
Уповзище
Психолог, психотерапевт, барефутер, літератор. Панда, змій, кіт, ондатр, равлище. Такі справи.
- Чья травма
Там много, но очень похоже. Как раз о преждевременно взрослеющих детях, в которых родители ищут поддержки.
Но всё-таки
Но для меня это было некоторым откровением. То, что такие похожие симптомы есть не только у меня. От этого уже как-то легче.
"Основной причиной неврозов является психическая травма, но такая прямая связь наблюдается сравнительно редко. Возникновение невроза обусловлено часто не прямой и непосредственной реакцией личности на неблагоприятную ситуацию, а более или менее длительной переработкой личностью сложившейся ситуации и неспособностью адаптироваться к новым условиям. Чем больше личностная предрасположенность, тем меньшая психическая травма достаточна для развития невроза".
То есть бывают травмы, когда совсем ужас-ужас. Грудного младенца бросили одного на весь день, маленькую девочку отец изнасиловал, мать-алкоголичка до полусмерти избивала и при этом твердила, что любит - такое вот. Человек такие воспоминания вытесняет напрочь и просто так реинтегрировать эти части не может, слишком больно и страшно. Вот таких называют травматическими невротиками.
А есть просто невротики - вроде всё у них было в порядке, но в детстве недогладили, недолюбили, перегрузили обязанностями, не научили правильной коммуникации... И живут они потом вроде нормально, только эмоционально чёрствые, мышцы зажаты, с сексом проблемы, переедают и так далее. Тоже проблемы, но рангом поменьше. Такие люди нормально интегрируются с оторванными частями: там нет ничего суперстрашного, просто грустно за потерянные годы и возможности.
В советской/постсоветской психологии, насколько мне известно (могу путать), различаются как минимум три разновидности психологических расстройств:
-психопатизация;
-невротизация;
-акцентуация.
Это именно разновидности, а не уровни -- они имеют разные основания и могут портить жизнь человеку одновременно.
На западе вроде как чаще подходят к психологическим проблемам по меркам уровневой шкалы (на самом деле не факт -- возможно, просто лично я чаще на такой подход натыкалась). Там, где такие травмы, что ужас-ужас-ужас, -- там возникают расстройства психотического уровня. А там, где просто ужас, -- там речь идёт о невротизации. Ну и где-то между ними располагаются пограничные расстройства. По такой шкале в твоём случае можно говорить о неврозе, а в случае твоей мамы, видимо, о психотическом или околопсихотическом расстройстве.
Ну а травмами что только не называют, действительно. Кто-то скажет, что если мама за двойку поругала -- это травма. А для кого-то травма -- это исключительно что-то уровня "враги пожгли родную хату".