Me

Уползище

Убежище для тех, кто не бегает


Previous Entry Поделиться Next Entry
Curious

А потом они этими руками учат наших детей

А давайте обсудим, чему и как правильно учить детей. Прежде всего на своём опыте. Например, у вас в школе был ад и кошмар, и вы точно знаете, как не надо. А может быть, вам повезло и вы считаете, что вот именно так лучше всего и получается.

Мне, например, со школами и учителями в целом повезло (сначала добротная средняя школа возле дома, потом физматшкола в старших классах, параллельно - разные кружки во дворце пионеров). Так что я думаю, что:

* Естественная мотивация прежде всего. Сначала показывать интересные задачи и проблемы, чтобы дети поняли, ЗАЧЕМ им осваивать то, что будут давать. Потом - КАК это можно делать и ПОЧЕМУ вот так лучше или единственно возможно. И как можно ещё. А ЧТО при этом получится само собой. Да, для учителя это многократно сложнее.

* Формальная группировка по полу и возрасту - фигня. Объединять классы надо по интересам и возможностям. И вообще единая общая программа, кроме базовой грамотности в начальных классах - фигня.

* Максимум самостоятельности, практики и экспериментов. Только положительные подкрепления, поддержка и советы. Фрустрации детям хватит и от столкновения с неподатливыми проблемами. Да, это получится медленнее, чем гнать программу по расписанию, зато знания и навыки усвоятся намертво.

* Всякая утверждённая программа уже отстала от жизни, особенно в области практических навыков. Фундаментальные знания необходимы, история ремёсел ("а как это делали до компьютеров и электричества?") любопытна и помогает понимать, почему сейчас оно вот так, но прежде всего нужны актуальные умения жить в современном мире.

* А вот предугадывать, что пригодится ученикам через десять лет - бесполезно. Надо учить тому, что необходимо и интересно сейчас, плюс учить учиться самостоятельно и гибко перестраиваться.

* Обучение социальным взаимодействиям, основам психологии, правильным коммуникациям, управлению временем - бесценно. То, куда загоняют сейчас школьных психологов, весьма далеко от цели.

* Учить нужно на хороших, современных, исправных, качественных приборах и материалах. Да, это дорого. Но иначе это будет обучение не предмету, а борьбе с древним кривым дерьмом.

* ВСЕ причастные к сфере образования, начиная с министров, авторов программ и требований, заканчивая техническим персоналом, обязаны регулярно проходить личную психотерапию, индивидуальную и групповую. Так же, как учителя обязаны проходить регулярные медосмотры. Для работающих с людьми, особенно с детьми, это элементарное требование гигиены и безопасности.

* А отчетность и прочая бумажная бюрократия должны занимать у учителей и воспитателей не больше 5% их рабочего времени. Пускай те, кому эта отчётность зачем-то нужна, и думают, как это всё автоматизировать и оптимизировать.

[ DW ]

tiktaalik_m May 27th, 2015
Первым делом, профессия учителя каким-то должна образом стать престижной и нормально оплачиваемой. Ну, может, не первым делом, но без этого ничего хорошего не будет, какие методики ни применяй и как ни изворачивайся с терапией.
(Как феминистка, я еще с интересом посмотрю, как после этого в профессию попрут мужики и как лет через десять малую представленность женщин в ней станут объяснять тем, что ну трудно же, вот женщины сами и не идут).

andrzejn May 27th, 2015
Оплата и престижность - да, без этого ничего не будет. Но без этого вообще в любой сфере деятельности ничего не будет.

... fridka Expand
... fridka Expand
... fridka Expand
... fridka Expand
... fridka Expand
... fridka Expand
... fridka Expand
... fridka Expand

только бихейвиоризм, бессмысленный и беспощадный

freedom_of_sea May 27th, 2015
терминалы с диспенсерами M&Ms, и бесконечный ЕГЭ с закреплением.
Окна занавешены, за разговоры в карцер, в карцере постоянный бубнеж телекрана



aka_tawa May 27th, 2015
Порадовала идея терапии на всех уровнях для причастных к образованию. Звучит утопически, хоть и заманчиво. Где-то между "Дивным новым миром" и "1984".

0lkadreamer May 27th, 2015
Про свою школу ничего не могу сказать, ничего, кроме навыков, из школьной жизни не могу вспомнить. В смысле, решать задачки, готовить-шить-отличать растения, ориентироваться по карте могу, а каким образом я это изучала - не помню, кажется, в тетрадку что-то записывали, потом на контрольных сдавали. Мне, насколько я себя помню, всегда было всё равно, в какой форме информацию усваивать и какую именно, лишь бы понятно. В школе кроме информации ничего толком и не существовало, кажется.

Сейчас, когда работаю с детьми, очень хочется привязанных к реальной жизни занятий проводить время от времени, чтобы дети понимали, зачем оно. Чтобы время от времени организовывать беседу с профессионалами в различных областях, и профессионалы рассказывали, какие из школьных навыков они применяют и как.

Очень жаль, что в наших школах учителя в основном забивают на курс этики. Полистала учебники для средней школы - красота, а не учебники. Основы гражданского права, ПДД, права потребителя, этикет для тех или иных ситуаций. Многим этого и сейчас и потом не хватает - уверенности, что в данной социальной ситуации ты действуешь как минимум по правилам.

Ещё я в естественные дисциплины равномерно распределила бы немножко курса философии по методологии научных исследований. Совсем чуть чуть, просто чтобы дети умели планировать свои эксперименты с опорой на логику, а не плавали "ааа, я что-то сделал, оно что-то сломало, помогите".

andrzejn May 27th, 2015
О да! И логику обязательно надо в школьную программу, и риторика тоже не повредит.

maybehom May 27th, 2015
По поводу регулярного прохождения учителями психотерапии...
В той части, где терапия - лечение, скорее не соглашусь. Дело добровольное, да и не представляю, честно говоря, как можно принудительно лечить пациентов, которые считают, что здоровы, а к вам пришли ради галочки в аттестате.
А вот психиатрическую (возможно, психологическую, не разбираюсь в терминах) экспертизу я бы заставил их проходить регулярно.
У меня с детства осталось "хардкорное" воспоминание, когда за нами, пацанами, с лопатой носилась соседка с первого этажа. Сложилось яркое впечатление, что если бы догнала, то убила. Ее профессия была - воспитатель детского сада.

hully May 27th, 2015
К вопросу качественных материалов: школьные помещения должны перестать быть такими тошнотно-казарменными.
Лично мне для многих аспектов обучения нужен эстетически приятный, уединенный и закрытый угол пространства: пришел, сел - и ты в "домике" в окружении того, что тебе нужно для учебы.

0lkadreamer May 27th, 2015
1. Понятие эстетически приятного у всех разное.
2. В большинстве украинских школ есть неплохие библиотеки с читальным залом, там уютно и мало людей, например.

... hully Expand
... hully Expand
marina_fr May 27th, 2015
Да. И как можно больше задач, где полученные знания надо потом применять не на условных параллелепипедах, а на реальных объектах, ещё лучше - если надо применять знания из разных дисциплин. Где нельзя посчитать точно - учить оценивать реалистичный порядок, прикидывать, что в принципе возможно, что нет, как проверить. Это при нашей системе провисает сильнее всего, как и навыки коллективного решения задач. Вообще надо бы по максимуму вернуть практикумы и экскурсии.
Применительно к гуманитарным знаниям - умение понять текст, критически анализировать источник, изложить свои мысли ясно и вразумительно не на высосанную из пальца экзаменатора тему, а на актуальную в данный момент, в том числе применительно к практическим и естественнонаучным вопросам.

Edited at 2015-05-27 02:30 pm (UTC)

rashpilnya May 27th, 2015
"А вот предугадывать, что пригодится ученикам через десять лет - бесполезно. Надо учить тому, что необходимо и интересно сейчас, плюс учить учиться самостоятельно и гибко перестраиваться".
Меня в советской школе учили всему.
И хотя стал архитектором - химия в жизни не была лишней. Как и биология с астрономией.
Учить надо - всему! Хоть - принудительно.
Чтобы "знать кое-что - обо всем, и все - о кое чем" (Экзюпери).

hully May 27th, 2015
В моей жизни сперва технического писателя, а потом ИТ-аналитика лишними оказались все предметы советской школы, кроме английского языка.
"Кое-что" в русском языке, литературе и истории мне преподали на платных подготовительных курсах, и в жизни из этого всего пригодился только русский язык.
"Кое-что" в физике и математике мне преподали в первом вузе, в жизни пригодилась только физика и только один раз - во время подработки решением задач за нерадивых студентов.

... hully Expand
... hully Expand
... hully Expand
... hully Expand
... hully Expand
... hully Expand
... hully Expand
mumi_perm May 27th, 2015
Отремонтировать туалеты, сделать там двери в кабинках (путь и без замков, раз это по ТБ нельзя), положить туалетную бумагу и мыло туда, где им положено быть.
Условие пусть и не достаточное, но уж точно необходимое.

0lkadreamer May 27th, 2015
О да, плюс очень много к человеческим туалетам и раздевалкам.

mumi_perm May 27th, 2015
Что бы хотела - писать можно бесконечно, я лучше напишу чего не хочу.
Труды с разделением по гендерному признаку - в топку! Хотя если переделать в хобби на выбор - нормально было бы.
Педагогам как-то объяснять что отрицательное подкрепление даже с собаками плохо работает, не то что с детьми. Частое явление: хороший преподаватель, можно было бы даже сказать "отличный", если б не вот это вот. Они, похоже, искренне считают что надо больше прессовать и меньше хвалить.

hully May 27th, 2015
Правильно учить детей тому, что поможет им занять лучшее место из возможного в хронически меняющемся недоброжелательном мире.
Все эти
- софт-скиллз: иностранные языки, социальное взаимодействие, коммуникации, управление временем и т.д.
- мета-скиллз: основы психологии, системное мышление, критическое мышление, логика такая и сякая, работа с текстом и источниками
- прикладные скиллы: практические основы права, практические основы экономики, практические основы политики, ремёсла

А в плане предметов, как показала практика, талантливый преподаватель может успешно уложить весь школьный курс предмета в промежуток времени от двух четвертей до года.

maybehom May 27th, 2015
"Труды с разделением по гендерному признаку - в топку!"
Я, конечно, "старорежимный" ученик. Но мне казалось логичным, что девочек в моем классе учат готовить и вышивать, а я сдаю зачет, выпилив гайку-барашек и создав нормальную втулку с внутренней резьбой на токарном станке.
Хотя, конечно, я бы с удовольствием посмотрел, как мои зачеты сдают девочки ) Ржачки хватило бы года на полтора.

hully May 27th, 2015
(Боже, неужели мне продали специальную женскую версию токарного станка?! В которой нет кнопки "сделать нормально", нажимаемой исключительно при помощи мужского полового Х?!)

... hully Expand
... knivy Expand
... knivy Expand
... knivy Expand
nicka_startcev May 27th, 2015
>у вас в школе был ад и кошмар, и вы точно знаете, как не надо.

1. учитель объясняет по три раза одно и то же.
треть класса дико скучает, ибо и с первого раза поняли.
треть класса дико скучает и при этом бесится, ибо давно уже ничего не понимают.
Треть класса что-то понимает.

2. этот метод мы еще не проходили, и плевать что решение из ста строк превращается в три. минусбалл-незачет.

3. Вася тупой, но очень старается, ему за усилия поставим 4. а вот ты справился сразу, но мог бы еще лучше, так что получи 3.

4. дети, раньше вам объясняли неправильно, забудьте всё нафиг, сейчас мы вам загрузим в башку новую версию Единственно Правильного.

5. всё должно получиться с первого раза и абсолютно точно, без проверки. некошерное оформление и помарки приравниваем к неправильному решению.

6. несогласованность программ физики-химии-математики. Понятие производной и интеграла не проходили, в результате путь-скорость-сила из примитивного мат.формализма превращается в цирк с конями.

7. изобилие "задач на". задача на закон ома, задача на формулу теплоемкости, итп. это, конечно, не "а не вольтметром ли измеряется напряжение?", но близко к этому. как следствие, предметная область уходит нафиг и остается только унылая арифметика.

8. полная оторванность от практики, что опять же дико скучно.

9. обилие нафиг не нужной зубрежки, построение всего учебного процесса вокруг зубрежки. как следствие - шпаргалки, которые помогают только от зубрежки. до массового книгопечатания это было оправдано, а сейчас - это бред и рудимент.

10. соседняя проблема - злоупотребление тригонометрией и алгеброй. понятно что применяя последовательно формулы типа "синус тройного угла", "куб суммы", "разность кубов" и прочие "тангенсы половинных углов" вместе с "правилами решения уравнений в радикалах" можно почти не включая голову соорудить огромное число задачек, для решения которых, по сути, требуется только усидчивость и аккуратность.

11. как правило, школьное обучение ЗАПРЕЩАЕТ работать в команде и пользоваться в работе справочниками. с текущей реальностью это состыкуется криво.

12. подозреваю, что где-то между младшей школой (в которой учат читать-писать-считать-гуглить и отличать бред и вымысел от вменяемых материалов) нужно что-то типа разнообразного практикума в виде подмастерий, чтоб дети поняли, какие навыки интересны/востребованы и какие еще навыки нужны для той деятельности, которая им приглянулась по факту работы, а не теоретически из фентезийного кино и героических книжек.

chieftain_yu May 27th, 2015
Для начала надо сформулировать цель образования - зачем нужна школа.
Если ставится цель "чтобы по улице не болтались", то подходы будут одни. Если "вырастить образованных людей" - другие. Если "подготовить пушечное мясо" - третьи.

На данный момент мне непонятны цели, ставящиеся государством.
А учитывая, что моим детям персональные гувернеры не светят - готовиться надо к госшколам.

chieftain_yu May 27th, 2015
Да, еще мне не нравится неувязанность некоторых предметов.
Скажем, интегрирование мы сперва проходили на физике, и только потом на математике.
Аналогично с химией - типы электронных орбиталей мы сперва прошли на химии, а не на физике.

0lkadreamer May 27th, 2015
С химией могу объяснить. Понятие электронных орбиталей затрагивается в восьмом классе совсем немножко, в рамках темы "строение атома", для того, чтобы в следующей теме объяснить, как при помощи этих орбиталей образуются химические связи, и почему вещества с разными типами химической связи имеют разные физические свойства и как предсказать свойства вещества по его формуле. Там не нужно чёткое понимание корпускулярно-волновой природы электрона, достаточно пока просто слова для обозначения.
С интегрированием же совсем беда. Очень хочется объяснять скорость как производную движения, а ускорение как производную скорости, но для того, чтобы объяснить, как работает производная, нужно объяснить, что такое пределы, а для того, чтобы объяснить пределы, нужно дать понятие прироста функции, и непрерывности/прерывности, а для этого нужно знать хотя бы пару видов прерывных функций, а для этого нужно учебное время. Плюс как ни крути, а производная, интеграл и пределы это уже сложный матаппарат старшей школы, и давать его хрупким мозгам средней школы означает здорово демотивировать большую часть учеников.

?

Log in

No account? Create an account